Дымососы и вентиляторы котельные


Руководство по подбору дымососов и вентиляторов дутьевых Д, ДН и ВД, ВДН


Клапаны и компенсаторы


Дымососы центробежные котельные Д, ДН и вентиляторы дутьевые ВД, ВДН


Опросный лист для дымососов и вентиляторов дутьевых

Тягодутьевые машины — устройства, обеспечивающие принудительное (не зависящее от разницы плотностей нагретых газов в системе и наружного воздуха) перемещение воздуха и дымовых газов в технологических системах котельных установок, промышленных печей и других системах сжигания топлива в топках.

Тягодутьевые машины позволяют обеспечить горение топлива вне зависимости от внешних условий, влияющих на тягу. Топки и другие элементы газовоздушного тракта топливопотребляющих установок можно сделать более компактными, отказаться от высоких труб (для паровозов и крупных энергетических котлов устроить естественную тягу достаточной силы было бы очень сложно). Рециркуляция газов, применяемая в современных установках, без специальной машины была бы невозможна. Работа некоторых типов горелок невозможна без принудительной подачи воздуха под давлением (нагнетатель может быть встроен в горелку); принудительное дутьё позволяет распределить подачу воздуха по зонам горения оптимально, без него немыслимо сжигание в кипящем слое.

Вентиляторы перемещают воздух, забираемый в установку снаружи.

Дымососы работают над продуктами сгорания, удаляемыми из установки. Также в некоторых котлах на газообразном и жидком топливе есть специальные дымососы, возвращающие часть дымовых газов в топку для подавления окислов азота.

Внешне дымосос можно отличить от вентилятора по наличию на нём теплоизоляции.

Чем меньше объём перекачиваемой среды, тем меньше работа машины, а объём газов зависит от температуры. Поэтому вентиляторы стремятся поставить перед любыми устройствами подогрева воздуха (кроме необходимых для предотвращения обмерзания машины), а дымосос — после всех поверхностей нагрева, отбирающих теплоту от газов. Поскольку уходящие газы, как правило, значительно теплее воздуха, а их массовый и молярный расход больше, дымососы требуют большей энергии на привод, чем вентиляторы, на одной и той же технологической установке.

Условия работы дымососов гораздо тяжелее, чем у вентиляторов, по причине коррозионной активности дымовых газов, содержания в них абразивных золовых частиц, проскакивающих через улавливатели (для твердотопливных котлов), высоких температур, его износ часто происходит очень быстро.


Дутьевые вентиляторы ВД, ВДН(у) и дымососы Д и ДН(у) изготавливаются:

  • с номером вентилятора (дымососа) – это значение, соответствующее диаметру рабочего колеса, выраженному в дециметрах, номер дымососа (вентилятора) с диаметром колеса 1120 мм – ДН(у)-11,2 ВДН(у)-11,2
  • правого и левого направлений вращения, направление вращения рабочего колеса, по часовой стрелке определяет вентилятор правого вращения, против часовой стрелки– левого вращения, если смотреть на вентилятор (дымосос) со стороны привода
  • с установкой спирального корпуса с углами разворота в пределах 0º÷270º через каждые15º, угол отсчитывается от горизонтальной плоскости
  • по исполнению: общепромышленные и коррозионостойкие
  • по типу соединения электродвигателя и рабочего колеса: исполнение 1 - с непосредственной посадкой рабочего колеса на вал двигателя, исполнение 3 - с осевым приводом через подшипниковый корпус посредством муфты (с ходовой частью)


Опросный лист для заказа на дымосос и вентилятор дутьевой можно скачать в соответствующем разделе.